Виды ДТП и способы их предотвращения на дорогах

Отправляясь в дорогу, каждый водитель рискует попасть в ДТП. Способствовать ему могут дорожные условия, возникшие неисправности в машине, поведение прочих участников движения. Виды ДТП, разнообразны.

Виды ответственности

Известно, что проезжую часть в соответствии с правилами необходимо переходить в установленном месте.

Но даже если водитель сбил человека вне установленного пешеходного перехода, ответственность все равно предусмотрена в законодательстве.

Пусть и доказана вина пешехода в происшествии, водитель тоже понесен наказание.

За наезд на человека, переходящего дорогу в неположенном месте, предусмотрены следующие виды ответственности:

  • административная;
  • гражданская;
  • уголовная.
Виды ответственности

Постараемся определить, что будет водителю, если он сбил пешехода не на пешеходном переходе.

Привлечение к разным видам ответственности будет зависеть от обстоятельств ДТП, тяжести повреждений:

  1. Административная ответственность подразумевает назначение соответствующего штрафа. Размер взыскания полностью зависит от тяжести причиненного ущерба, то есть от имеющихся у пешехода повреждений. Потерпевший вправе потребовать возмещение морального вреда, вреда здоровью, расходов на лечение. Требование может быть предъявлено в судебном порядке. Привлечение к административной ответственности не исключает гражданской ответственности.
  2. Гражданская ответственность как раз подразумевает возмещение ущерба, причиненного в результате ДТП. Чаще всего такое взыскание накладывается в денежном эквиваленте. Данная мера актуальна, если пешеход сбит не насмерть.
  3. Наиболее тяжелый вид ответственности – уголовная. К ней привлекается водитель при тяжелых последствиях аварии. Если потерпевший сбит насмерть, виновный может быть осужден на 7 лет лишения свободы. Когда происходит настолько тяжелое ДТП, виновным признается водитель.

Возникает закономерный вопрос: если водитель сбил пешехода не на пешеходном переходе, кто виноват? Все это решается, в большинстве случаев, индивидуально.

Когда причинен тяжкий вред здоровью, дело рассматривается исключительно в судебном порядке. Там многое будет зависеть от процесса, от судьи, так как даже свидетельства, доказательства в формате видео принимаются на усмотрение суда.

Следы торможения (скольжения)

На асфальтированных сухих покрытиях — это смазанная в направлении движения полоса, а на грунтовых покрытиях — разрыхленная борозда.

Следы скольжения (юза) — это полосы, оставленные на дороге шинами заторможенных (не вращающихся) колес. Если шина скользит в плоскости колеса, то ее след легко отличить от отпечатка, так как рисунок протектора хотя и не виден поперек следа, но может оставлять определенное количество продольных линий. Когда шина скользит параллельно оси колеса, ширина следа равна длине зоны контакта шины с дорогой. В этом случае никакие особенности рисунка протектора не видны.

Влияние перераспределения массы автомобиля на следы скольжения. Перераспределение массы по осям при торможении транспортного средства часто позволяет определить, какими колесами оставлен след скольжения — передними или задними.

Если давление в шинах соответствует рекомендованному изготовителями, то при нормальном движении вертикальная нагрузка в зоне контакта протектора с поверхностью дороги распределена равномерно. При интенсивном торможении увеличение нагрузки на передние колеса создает такой же эффект, как и пониженное давление в шинах, а уменьшение нагрузки на задние колеса равносильно влиянию повышенного давления. Следы скольжения передних колес при перегрузке шин светлее в центре и темнее по краям. Это более характерно для радиальных шин, чем для диагональных.

Следы шин разгруженных задних колес светлее, с четкими продольными линиями от протектора, по которым можно определить длину следа, и с несколько размытыми краями.

Читайте также:  Как вылечить цирроз печени стволовыми клетками

Следы скольжения задних колес. В тех случаях, когда имеются следы скольжения только задних колес, необходимо вначале выяснить, не обусловлено ли это применением одного ручного тормоза (что часто приводит к заносу). Если это так, то следует уточнить мотивы действия водителя: или главная тормозная система неисправна, или нога водителя соскользнула с педали и пользование ручным тормозом было естественной реакцией на это. Следовательно, в зависимости от обстоятельств может понадобиться экспериментальное определение силы сцепления, развиваемой в дорожных условиях одним ручным тормозом. Для этого необходимо идентичное аварийному транспортное средство и с таким же грузом.

Однако, если затормаживались все колеса, то будет правильно заключить, что следы оставлены вследствие перераспределения массы, в результате чего уменьшилась сила, блокирующая задние колеса. Для подтверждения исправности тормозов на передних колесах следует проверить транспортное средство.

Необходимо отметить, что блокирование только задних колес при экстренном торможении представляет опасность, для уменьшения которой многие транспортные средства, особенно переднеприводные, снабжаются предохранительными клапанами, ограничивающими давление в гидроприводе тормозов задних колес. Однако эти устройства не всегда надежны, особенно на дорогах с низким коэффициентом сцепления.

Наезд на пешехода. Действия водителя

  • остановить автомобиль, включить аварийную сигнализацию, оградить пострадавшего от движущегося транспорта;
  • вызвать «скорую» и ГИБДД, в особо тяжелом случае, доставить потерпевшего в больницу и вернуться назад;
  • если созданы неодолимые помехи для движения транспорта, необходимо наиболее полно зафиксировать ДТП с помощью фото- и видеозаписи и освободить проезд;
  • записать личные данные свидетелей происшествия. Сообщить в страховавшую вас компанию о происшедшем;
  • дождаться прибытия сотрудника ГИБДД, и принять участие в оформлении первичных документов.

Права пострадавшего пешехода

Если пешеход не является виновным в ДТП, он может требовать компенсации затрат на лечение и реабилитацию. Кроме того потерпевший может подать иск о возмещении морального ущерба. В случае виновности пешехода в ДТП, эти права у него отсутствуют.

Наезд на пешехода. Действия водителя

Действия пешехода после ДТП

Когда пешеход не сильно пострадал в дорожном происшествии и имеет возможность, ему следует зафиксировать данные очевидцев и заснять место ДТП.

После наезда на пешехода, водитель скрылся с места ДТП

Если сбитый пешеход не получил серьезных повреждений и пребывает в сознании, ему нужно постараться запомнить приметы автомобиля (марка, цвет, номер и т.д.) Взять контактные данные свидетелей, если таковые имеются.

Сообщить о случившемся в ГИБДД. Дождаться приезда полиции и написать заявление о полученных повреждениях.

Пешеход ушел с места происшествия

Наезд на пешехода. Действия водителя

Если нет видеозаписи и свидетелей наезда, не уезжайте, полагаясь на удачу, ущерб, причиненный сбежавшему пешеходу часто бывает незначительным и ответственности вы не понесете.

ВНИМАНИЕ: водителю уезжать вслед за ним не стоит. Впоследствии потерпевший может написать заявление в полицию, и водителя посчитают скрывшимся с места аварии.

Что грозит водителю за наезд без причинения вреда

Если в результате медосвидетельствования у пешехода не выявлены даже незначительные повреждения, по нормам КоАП РФ водитель понесет ответственность только за нарушение конкретного пункта правил дорожного движения. Например, если наезд сопровождался нарушением правил движения на пешеходном переходе, либо водитель превысил скоростной режим при движении в населенном пункте.

Для наказания за нарушение ПДД будет составлен протокол, который позже будет являться доказательством при возмещении морального вреда.

При составлении протокола указываются сведения о водителе и пострадавшем, а также иные обстоятельства инцидента. Копия протокола, а также иные процессуальные документы (например, схема места происшествия) будет представлена в суд при рассмотрении иска  о компенсации морального вреда.

Скачать образец искового заявления о возмещении морального вреда

В результате даже незначительного наезда или контакта с автомобилем, пешеход будет испытывать стрессовую и психотравмирующую ситуацию. Возмещение нравственных и психических страданий происходит путем взыскания компенсации морального вреда, для этого применяются нормы ГК РФ, а не КоАП РФ. Компенсация морального вреда не приравнена к штрафу или иной административной санкции, а ее размер может быть определен только на основании всех обстоятельств дела.

Читайте также:  Меатотомия (рассечение наружного отверстия уретры лазером)

Исковое заявление на моральный вред пешеход может подать даже при отсутствии оснований для наказания по КоАП РФ. Рассмотрение таких дел происходит по следующим правилам:

  • исковое заявление подается в мировой суд или суд общей юрисдикции;
  • истец обязан обосновать степень нравственных и психических страданий, а также размер компенсации для взыскания;
  • окончательный размер компенсации определит суд, исходя из всех обстоятельств дела.

Если по факту наезда на пешехода составлялся протокол, и выносилось постановление по КоАП РФ, эти документы будут являться доказательством в гражданском деле. Более того, истцу не придется повторно доказывать факт наезда, а также иные обстоятельства инцидента.

Вид и размер наказания за нарушение ПДД напрямую не влияют на размер компенсации морального вреда. Однако обстоятельства наезда будут учитывать судом:

  • если пешеход сам создал аварийную ситуацию, в возмещении морального вреда может быть отказано;
  • статус и индивидуальные особенности пострадавшего повлияют на размер компенсации – например, психические и нравственные страдания беременной женщины имеют более опасные последствия, поэтому размер компенсации будет выше;
  • если водитель предпринял все меры, чтобы избежать более серьезных последствий и травм, его поведение может повлиять на уменьшение размера компенсации.

Суд вправе самостоятельно определять размер морального вреда, а единых методик расчета законодателем не утверждено.Читайте: Ответственность за скрытие с места ДТП

Поэтому указание в исковом заявлении значительной суммы требований еще не означает, что она будет взыскана с автовладельца.

Судебный акт, определивший сумму взыскания, будет исполняться по общим правилам, если автовладелец не выплатит всю компенсацию в добровольном порядке, будет возбуждено исполнительное производство. Принудительное удержание будет осуществляться за счет заработка водителя, либо за счет его имущественных активов.

Моральный вред может быть взыскан и при наступлении легкого, среднего и тяжкого вреда здоровью. В случае смерти пострадавшего, за компенсацией могут обратиться члены его семьи и иные иждивенцы. Рассмотрение таких дел происходит также в гражданском процессе, а приговор или постановление суда о назначении мер наказания будут являться доказательством.

Если авария привела к тяжёлым увечьям или смерти

Наказание водителя за наезд на пешехода, который привёл к тяжёлым увечьям или смерти зависит от многих факторов

Если в результате аварии пешеход получил тяжёлые увечья или погиб, водителя будут судить в рамках уголовного делопроизводства. Его действия подпадут под статью 264 УК РФ — нарушение ПДД и правил использования транспортных средств. Наказание будет зависеть от степени причинённого вреда:

Если авария привела к тяжёлым увечьям или смерти
  • за тяжкий вред здоровью — ограничение или лишение свободы на 3 или 2 года соответственно, арест на полгода, два года принудительного труда;
  • за причинение смерти — до 4 лет принудительного труда или до 5 лет тюрьмы;
  • за причинением смерти двум и более людям — до 5 лет принудительного труда или до 7 лет тюрьмы.

Выбор наказания в первую очередь будет зависеть от наличия отягчающих обстоятельств. Если водитель, сбивший пешехода, был пьян, уже получал административные наказания за те же деяния, оставил место ДТП и бросил человека в опасности, размер наказания, вероятнее всего, будет увеличен. Если же водитель, напротив, остался на месте аварии и оказал пострадавшему помощь, вызвал скорую помощь и ГАИ, зафиксировал все обстоятельства ДТП и предоставил их органам дорожной безопасности, а также постарался доказать неумышленность своего деяния — наказание могут снизить до минимального.

Счастливого пути!

Не нарушайте ПДД!Специально по заказу

Читать книгу онлайн: От автора Основные причины ДТП 21 века Глава 1 — Скользкие улицы, иномарки целуются Глава 2 — От дождя приятного не жди Глава 3 — Видимость ноль, идем по приборам Глава 4 — Темным-темно Глава 5 — Отечественный дрифт Глава 6 — Обгон Глава 7 — Перестроение Глава 8 — Разворот Глава 9 — Лоб в лоб Глава 10 — Осторожно, пешеход!Данную книгу ЗАПРЕЩЕНО перепечатывать на другие ресурсы даже с указанием первоисточника. По всем интересующим вопросам обращайтесь к правообладателю ([email protected]).

Читайте также:  Лечение эндометриоза брюшины малого таза

Причины ДТП и отговорки – негласные правила на дороге

Основными предпосылками для аварий является поведение водителей, пешеходов. Не последнюю роль играет дорожное покрытие. Чтобы свести риск дорожного происшествия к минимуму, можно взять на вооружение несколько советов.

Следует следить за изменениями, которые вносятся в ПДД. Ведь некоторые поправки прямо влияют на механизм передвижения в городе и за его пределами. Со временем вводятся новые дорожные знаки.

Регулярно необходимо проводить технический осмотр своего автомобиля. Его неисправности, которые могут стать причиной ДТП, можно предотвратить заранее. Это касается тормозов, рулевого управления.

Важно заранее планировать свой маршрут, ознакомившись при этом с прогнозом погоды. Предстоящие снег или дождь должны только усилить внимание водителя на дороге.

Однако не все зависит только самого водителя, поэтому ДТП становится следствием поведения других автовладельцев и пешеходов. Есть несколько негласных законов, которых придерживаются автовладельцы. Миганием различных фар предоставляется приоритет в движении друг другу, дается в разрешение для обгона.

В случае ДТП применяются разные оговорки. Первая из них заключается в неисправности светофора. Этот факт нужно зафиксировать видеорегистратором или камерой смартфона.

Водитель может утверждать, что он не видел дорожного знака вследствие темного времени суток или тумана. В ряде случаев можно настаивать на том, что указатель был установлен не по правилам.

Вменяют УК за пешехода – как избежать наказания

Автомобилист, который совершил наезд на пешехода на пешеходном переходе в состоянии алкогольного опьянения, избежать наказания не сможет. Однако при наличии предвзятого отношения к автомобилисту со стороны представителей правоохранительных органов рассчитывать на смягчение применяемых санкций вполне возможно.

Стоит отметить, что возможность смягчения ответственности предусмотрена даже при летальном исходе пешехода. Если водитель примирится с членами семьи пострадавшего, суд примет это во внимание и смягчит ответственность виновника.

Нередки случаи, при которых виновником ДТП полностью является пешеход, но сотрудники правоохранительных органов возлагают вину на автомобилиста. В качестве обоснований сотрудники часто руководствуются следующими правилами дорожного движения:

  • Водитель должен передвигаться с такой скоростью, которая позволит избежать ДТП (пункт 10.1 правил). Данное положение является наиболее применяемым сотрудниками полиции в отношении водителей. Трудность заключается в том, что правило имеет хорошее теоретическое обоснование (неподвижное ТС действительно не попадет в аварию из-за превышения его владельцем скоростного режима). Однако водитель все же может доказать, что в его конкретном случае пункт 10.1 был соблюден вопреки мнению полицейского.
  • Автомобилист совершил маневр с целью избежание ДТП (пункт 8.1). Сотрудники правоохранительных органов нередко обвиняют автомобилиста в том, что он не двигался прямо по дороге.
  • Создание аварийной ситуации (пункт 1.5). Несмотря на то, что данный пункт порой должен быть применен к виновному в ДТП пешеходу, сотрудники полиции необоснованно привлекают к ответственности водителя.

При вменении ответственности по перечисленным пунктам автомобилист не должен признавать свою вину (при ее отсутствии). Важно настоять на проведении экспертизы, которая позволит установить существенные детали ДТП.

При обжаловании обвинений автомобилист должен указать на доказательство того, что он не нарушал ПДД. Обвинения могут быть сняты при предоставлении фото- или видеоматериалов происшествия. Также нередко автомобилистам требуется помощь профессионального юриста, чтобы доказать невиновность.