Действия пешехода, если сбила машина: размер компенсации

4 сентября 2020 года начальник Госавтоинспекции генерал-лейтенант полиции Черников М.Ю. подписал разъяснения ДОБДД по вопросу привлечения водителей к административной ответственности за не предоставление преимущества в движении пешеходам.

Обязательное ношение фликеров

С 1 июля 2015 года вступили в силу изменения в Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства РФ от Теперь в соответствии с пунктом 4.1. ПДД РФ, «при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств».

Тем самым, если человек находится за городом и передвигается по краю автомобильной дороги, то он обязан иметь светоотражающие маячки, называемые фликерами. Действуют они по примеру велосипедных катафотов, которые отражают свет от фар двигающихся машин.

Эти устройства продаются в виде фигурных подвесок, браслетов или наклеек на одежду. Есть также светоотражающие нашивки, которые необходимо закрепить на детской одежде снизу. При этом площадь, занимаемая световозвращающим элементом, должна составлять не менее 25 кв. см. Очень хорошо, когда такие полоски и нашивки размещаются на штанинах брюк или на обуви. Тогда стелющийся по асфальту свет фар выхватывает их из темноты издалека.

При движении с ближним светом фар водитель способен увидеть пешехода на расстоянии примерно 25-30 метров. Если ребенок носит световозвращающий элемент, то это расстояние увеличивается до 150-200 метров.

Обязательное ношение фликеров

При движении с дальним светом фар дистанция, на которой виден пешеход с фликерами на одежде, увеличивается до 350 метров.

Это дает водителю 10-15 секунд дополнительного времени, чтобы затормозить и избежать ДТП.

За передвижение пешеходов по обочинам загородных трасс без светоотражающих элементов на одежде предусмотрен штраф. В соответствии с частью 1 статьи КоАП РФ он составляет 500 рублей. Когда не накажут за непропуск пешехода на «зебре»? Подробнее

Нововведения в ПДД

Пункт 14.3. устанавливает правила поведения автомобилистов на регулируемых пешеходных переходах.

Пешеход имеет преимущество в пересечении проезжей части по пешеходному переходу. Его следует пропустить, и дать возможность закончить переход участка, даже если у водителя загорелся зеленый сигнал светофора.

Более того, водитель не вправе подавать звуковой сигнал, тем самым подгоняя пешеходов. Такое действие карается достаточно высокими штрафами.

Уступите дорогу пешеходу!

Нововведения в ПДД

В новой редакции ПДД изменилась трактовка некоторых пунктов, касающихся движения на нерегулируемых переходах.

Старая редакция обязывала всех водителей «пропустить пешехода» на переходе, а в новой встречается другая формулировка – «уступить дорогу». Рядовому автолюбителю может показаться, что смысл остался тот же, однако на самом деле подход изменился кардинально.

Как пропускать пешехода на пешеходном переходе по новым правилам? Старые ПДД под термином «пропустить пешехода» имели ввиду следующие действия – только пешеход ступил на дорожную разметку, все автолюбители обязаны остановиться и пропустить его, другими словами, — ожидать, пока он до конца не пройдет «зебру».

Новая редакция Правил дорожного движения предусмотрела обязанность автомобилиста остановиться, уступить дорогу пешеходу тогда, когда он находится еще не на дорожной полосе, а на небольшом расстоянии от нее, а движущийся автомобиль может создать помеху для его передвижения.

Читайте также:  Варикоз вен на ногах: 7 способов предотвратить развитие болезни

Таким образом новые поправки защищают в большей мере права пешеходов. Ведь если машина не остановится, человек будет вынужден поменять либо скорость своего движения, либо его траекторию.

Формулировка «уступить дорогу» предполагает, что водитель вправе продолжать движение через пешеходный переход только в том случае, если пешеход находится далеко от дорожной разметки.

Если же пешеход стоит на тротуаре и разговаривает по телефону, водитель не обязан пропускать его. Согласно задумке законодателей, этот подход будет стимулировать людей быстро переходить переход, не создавать тем самым заторы. Такое нововведение окажется особенно полезным для мегаполисов.

Предотвращение заторов

Нововведения в ПДД

Заторы на дорогах в мегаполисах — это уже привычное явление. Поэтому часто случается, что водители вынуждены останавливаться непосредственно на «зебре», а это уже запрещено новой редакцией ПДД.

Согласно ПДД, если есть вероятность того, что водителю автомобиля придется затормозить прямо на дорожной разметке, он должен заранее предотвратить эту ситуацию.

Другими словами, даже если автомобиль встал на «зебре» в результате затора, в любом случае водитель должен понести наказание. Данное требование объясняется следующими факторами:

  • оставаясь на дорожной разметке, автомобиль создает помеху для нормального движения пешеходов;
  • стоящая на «зебре» машина снижает видимость, из-за чего другой автомобилист может начать движение в то время, когда по разметке идут люди.

Во всех вышеперечисленных случаях повышаются шансы возникновения ДТП и получения травм.

Также стоит заметить, что правила дорожного движения для водителей запрещают на пешеходном переходе следующие действия:

  • разворачиваться;
  • оставлять свои автомобили;
  • двигаться назад.

Поскольку пешеходный переход – это особый участок дороги, в отношении него разработаны эти отдельные нормы.

Нововведения в ПДД

Трамвайные пути

В новой редакции ПДД добавили текст о пешеходном переходе на трамвайных путях. Благодаря этому удалось устранить спорную ситуацию в старой редакции Правил.

Ранее участок трамвайных путей, пересекающийся с пешеходным переходом сквозь проезжую часть, не давал преимущества для движения пешеходу.

В новой редакции ПДД участок трамвайных путей может относиться к пешеходному переходу. В ней говорится, что пешеходный переход – участок проезжей части дорожного покрытия, в том числе, и трамвайных путей, который обозначен разметкой и соответствующими знаками.

Теперь на этих участках дороги от водителя трамвая требуется пропускать людей, которые идут по переходу.

Конечно, пешеходы, в свою очередь, также должны быть внимательными, поскольку это транспортное средство огромной массы не способно мгновенно затормозить.

Обгон на разметке

Разрешен ли обгон на пешеходном переходе? На «зебре» обгон ТС категорически запрещается даже тогда, когда на ней нет пешеходов.

Нововведения в ПДД

Если раньше один автомобиль мог остановиться или притормозить перед разметкой, другие, при отсутствии пешеходов, могли на небольшой скорости продолжать движение по соседним полосам.

Дополнения к ПДД теперь обязуют всех автомобилистов понижать скорость или останавливаться на пешеходном переходе, если одна из машин притормозила.

На какие суммы можно рассчитывать

Предельная сумма возмещения по ОСАГО для участников ДТП в 2020 году составляет 500 000 рублей. При этом у страховых компаний есть специальные таблицы, которые определяют соотношение размера страховой выплаты и степени вреда здоровью. Например, при получении 2 группы инвалидности выплачивают 350 000 рублей, тогда как при проникающем ранении позвоночника предоставляют только 35 000 рублей. Выплата компенсации по ОСАГО за смерть пешехода составляет 500 000 рублей, плюс 25 000 рублей выделяется на погребение.

Читайте также:  Кавернома головного мозга: что это такое и как лечить

Когда человек находится в тяжелом состоянии, все документы в страховую компанию или суд могут готовить только близкие родственники.

Если выплаченной страховой суммы недостаточно, остаток средств можно требовать с виновной стороны. Для этого нужно готовить все квитанции об оказании платных услуг, выписки из карты лечения. При гибели лица, у которого на иждивении были несовершеннолетние или инвалиды, суд может назначить обязательную выплату ежемесячного пособия семье пострадавшего.

Как пешеходу получить возмещение вреда здоровью, имуществу и морального вреда Получить максимально возможную сумму можно, используя все законодательно возможные рычаги: это компенсация по ОСАГО и взыскание недостающей суммы с водителя. Впрочем, требовать возмещение морального ущерба можно только через суд. Главное — заручиться поддержкой хорошего адвоката, который сможет доказать, что истец из-за ДТП понес существенные материальные убытки. Предельного лимита суммы возмещения законом не установлено.

Факт дорожно-транспортного происшествия

ПДД дает следующее определение дорожно-транспортному происшествию.

То есть ключевым условием для того, чтобы признать случившееся дорожно-транспортным происшествием, должны наступить любые из следующих последствий:

  • Причинение вреда здоровью;
  • Причинение вреда автомобилю;
  • Иной материальный ущерб.

Степень тяжести будет иметь значение лишь для квалификации нарушения ПДД по нужной статье. Если пешеход получил ушиб ноги в виде синяка – это ДТП. Если вы ему испачкали штаны то, формально, это так же материальный ущерб – расходы на химчистку. Разумеется, с мелкими расходами никто не будет подавать иск о возмещении ущерба пешеходу в ДТП, но для фиксации факта происшествия достаточного любого ущерба.

На практике к ДТП относят практически любой контакт физический между участникам движения, а уж между автомобилем и пешеходом – подавно.

Так же в ПДД прописаны обязанности водителя в связи с дорожно-транспортным происшествием.

Вот они.

Получается, что для формального исполнения обязанностей в связи с ДТП и в случае, если вы зацепили пешехода, воитель обязан:

  • Остановить автомобиль, включить аварийку и выставить знак остановки;
  • Убедиться, что никто не пострадал;
  • Переговорить с пешеходом и получить от него заверения, что никаких повреждений нет, ущерба тоже. В идеале поможет расписка, но достаточно будет и записи на видео.

Если же пешеход убежал/ушел и отказался общаться – лучше вызвать ГИБДД. Увы, лучше потерять пару часов времени чем водительские права или несколько дней на суды с доказыванием своей невиновности.

В случаях, когда участников такого ДТП является ребенок  (в том числе – на переходе), то оставаться на месте нужно ВСЕГДА и вызывать ГИБДД. Ребенок не в состоянии адекватно оценить ситуацию и, будучи испуганным, может убежать даже имея какие-либо повреждения. Поэтому всегда вызывайте ГИБДД и фиксируйте факт происшествия. Да, вас оштрафуют, но это лучше чем лишение прав.

Судебная практика

Случай наезда не на пешеходном переходе

Человек сбил пешехода на трассе в темное время суток. Погодные условия были плохие – дождь, туман, по краям дороги стояли фуры, которые останавливались на ночлег.

На дороге шли ремонтные работы. Двигаясь за фурой, женщина водитель выбрала правильную скорость движения.

Фура несколько раз перестроилась, женщина перестраивалась вслед за ней. Затем фура резко сдала влево, и женщина увидела пешехода, который шел по краю дороги в 10 метрах от автомобиля. Женщина нажала на тормоза, машину несколько раз занесло, чуть не вытащило на стоящую на обочине фуру.

Судебная практика

Применив экстренное торможение, водитель не смогла справиться с ситуацией и допустила наезд на пешехода. У него оказались телесные повреждения средней тяжести. Изучив все обстоятельства дела, прокуратура отказала в возбуждении дела.

Читайте также:  Подростки с лишним весом более склонны к раку пищевода

Потерпевший подал иск в суд и предложил женщине водителю оплатить 300 000 рублей, вместо заявленных в суд 500 000 рублей. Водитель отказалась. В возбуждении дела потерпевшему было отказано, суд иск о моральном ущербе не удовлетворил.

Случай наезда на пешеходном переходе

Водитель двигался с небольшой скоростью по улице города. Проехав больше половины пешеходного перехода, он почувствовал удар в заднюю часть автомобиля. Выйдя из машины, водитель увидел на дороге мужчину, который сидел на дороге и держался за грудную клетку. Не дожидаясь скорой помощи, мужчины поехали в больницу. Пострадавшему констатировали перелом берцовой кости со смещением.

Обменявшись контактами и дав денежные средства на лечения, водитель поехал по своим делам. Мужчины договорились о плате за лечение и моральный ущерб в определенную сумму и дату. Собрав необходимые средства, водитель хотел отвезти ее пострадавшему, но ему на телефон поступил звонок от родственника сбитого мужчины.

Родственник сообщил, что заявление уже подано, все деньги они получат через суд. Водителя признали виновным не только в ДТП, но и в оставлении места происшествия.

Все действия повлекли за собой оплату штрафа, лишение водительского удостоверения на 3 года, моральный ущерб, который составил в 2 раза меньше запрашиваемой истцом суммы (меньше средств, обещанных водителем к выплате потерпевшему).

Судебная практика

Наезд на пешехода является тяжелым нарушением. Водитель управляет средством повышенной опасности, поэтому в подавляющем большинстве именно он остается виновником дорожно-транспортного происшествия.

Наказание за наезд может быть вплоть до реального лишения свободы, поэтому нужно быть собранным и внимательным во время управления транспортным средством, полностью концентрироваться на процессе и участниках дорожного движения.

Заключение

Если вы стали свидетелем или очевидцем дорожно-транспортного происшествия с пострадавшими, то у вас может возникнуть резонный вопрос о том, стоит ли оказывать помощь раненым или ограничиться вызовом на место происшествия бригады медиков. В Российской Федерации в настоящее время не предусмотрена ответственность за неоказание помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях для обычных граждан, которые не являются врачами и не относятся к иным категориям работников, связанных со сферой здравоохранения или спасения жизней.

Но не стоит забывать, что навыками оказания самой первой помощи должен обладать любой участник дорожного движения. От этого может зависеть жизнь человека. Нередко бригада «Скорой» не успевает оперативно прибыть на место происшествия: в городе из-за пробок, а на трассе из-за того, что аварии нередко случаются вдалеке от населенных пунктов. А ведь именно помощь, оказанная пострадавшему в первые 60 минут после получения ранения, считается самой эффективной.

Ваши неумелые и неквалифицированные действия могут привести к тому, что вы только усугубите положение, даже если будете стараться помочь. Поэтому знания об оказании первой помощи пострадавшим никогда не будут лишними.